Описание одномерного массива из 10 целых чисел. Одномерные массивы целых чисел. I. Организационный момент

Массив Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве. Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на решении таких типовых задач, как: - суммирование элементов массива; - поиск элемента с заданными свойствами; - сортировка массива. Одномерный массив Значение элемента массива Индекс элемента массива


Описание массива Общий вид описания массива: vararray var: array [.. of ] of ; var aarrayof var a: array of integer; const barrayof const b: array of integer = (4, 2, 3, 5, 7); Тип элементов массива Имя массива Максимальное значение индекса Минимальное значение индекса Значение 1-го элемента массива Массив b с постоянными значениями описан в разделе описания констант.


Способы заполнения массива 1 способ. Ввод каждого значения с клавиатуры: forto doread for i:=1 to 10 do read (a[i]); 2 способ. С помощью оператора присваивания (по формуле): forto do for i:=1 to 10 do a[i]:=i; 3 способ. С помощью оператора присваивания (случайными числами): randomize randomize; forto do for i:=1 to 10 do a[i]:=random(100);


Вывод массива 1 способ. Элементы массива можно вывести в строку, разделив их пробелом: fortodo for i:=1 to 10 do write (a[i], " "); 2 способ. Вывод с комментариями: fortodo for i:=1 to 10 do writeln ("a[", i, "]=", a[i]); a=4a=1a=6a=3a=8a=5a=9a=4a=8a=7


Объявление массива Заполнение массива Вывод массива program n_1 ; var i: integer; a: arrav of integer; Заполнения массива A (10) случайными числами и вывод элементов массива begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(50); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end.


Вычисление суммы элементов массива Суммирование элементов массива осуществляется за счёт поочерёдного добавления слагаемых: s Определяется ячейка памяти (переменная s), в которой будет последовательно накапливаться результат суммирования Присваивается переменной s начальное значение 0 - число, не влияющее на результат сложения s Для каждого элемента массива из переменной s считывается её текущее значение и складывается со значением элемента массива; s полученный результат присваивается переменной s.


Вычисление суммы элементов массива s = 0 Основной фрагмент программы: s:=0; s:=0; for i:=1 to n do s:=s+a[i]; for i:=1 to n do s:=s+a[i]; s = s + a s = 0+ a s = s + a s = 0+ a+ a s = s + a s = 0+ a+ a+ a …… s = s + a s = 0+a+a+a +a


Вычисление суммы элементов массива program n_2; var s, i: integer; a: arrav of integer; begin s:=0; s:=0; for i:=1 to 10 do a[i]:=random(50); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); for i:=1 to 10 do s:=s+a[i]; for i:=1 to 10 do s:=s+a[i]; writeln ("s=", s); end.




1) Взять верхнюю карточку, записать на доске (запомнить) число как наибольшее. 2) Взять следующую карточку, сравнить числа. Если на карточке число больше, то записать это число. Нахождение наибольшего элемента в стопке карточек с записанными числами: Повторить действия, описанные в пункте 2 для всех оставшихся карточек При организации поиска наибольшего элемента массива правильнее искать его индекс. !


Программа поиска наибольшего элемента в массиве program n_3; imax var s, i, imax: integer; a:arrav of integer; begin s:=0; s:=0; for i:=1 to 10 do a[i]:=random(50); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); imax:=1 imax:=1 i:=2 10 for i:=2 to 10 do a[i]>a imax:=i; if a[i]>a then imax:=i; write (" Наибольший элемент a[",imax,"]=", a) write (" Наибольший элемент a[",imax,"]=", a) end. a imax:=i; if a[i]>a then imax:=i; write (" Наибольший элемент a[",imax,"]=", a) write (" Наибольший элемент a[",imax,"]=", a) end.">


Нахождение элемента массива с заданными свойствами Результатом поиска элемента, значение которого равно заданному, может быть: n - a[n]= xх -n - индекс элемента массива такой, что a[n]= x, где х - заданное число; сообщение о том, что искомого элемента в массиве не обнаружено Здесь: трём равен 4-й элемент; десяти равны 1-й и 9-й элементы; нет элемента, равного 12.


Поиск элемента, равного 50 В программе найден последний из элементов, удовлетворяющих условию program n_4; var n, i: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); n:=0; n:=0; for i:=1 to 10 do for i:=1 to 10 do if a[i]=50 then n:=i; if a[i]=50 then n:=i; if n=0 then write(" Нет ") else write (i) if n=0 then write(" Нет ") else write (i) end.


Поиск элемента, равного 50 program n_5; var n, i: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); i:=0; i:=0; repeat i:=i+1; i:=i+1; until (a[i]=50) or (i=10); until (a[i]=50) or (i=10); if a[i]=50 then write(i) if a[i]=50 then write(i) else write(" Нет ") end. В программе найден первый из элементов, удовлетворяющих условию


Подсчет количества элементов Для подсчета вводится переменная, значение которой увеличивается на единицу каждый раз, когда найден нужный элемент. program n_6; var k, i: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); k:=0; k:=0; i:=1 10 for i:=1 to 10 do if a[i]>50 k:=k+1; if a[i]>50 then k:=k+1; ("k=", k) write("k=", k) end 50 k:=k+1; if a[i]>50 then k:=k+1; ("k=", k) write("k=", k) end.">


Сумма значений элементов, удовлетворяющих условию program n_7; var s, i: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); s:=0; s:=0; i:=1 10 for i:=1 to 10 do a[i]>10 (a[i] 10 and (a[i] 1"> 10 (a[i] 10 and (a[i]"> 1" title="Сумма значений элементов, удовлетворяющих условию 105013 1421501021 program n_7; var s, i: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); s:=0; s:=0; i:=1 10 for i:=1 to 10 do a[i]>1"> title="Сумма значений элементов, удовлетворяющих условию 105013 1421501021 program n_7; var s, i: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); s:=0; s:=0; i:=1 10 for i:=1 to 10 do a[i]>1">


Сортировка массива 1. В массиве выбирается максимальный элемент 2. Максимальный и первый элемент меняются местами (первый элемент считается отсортированным) 3. В неотсортированной части массива снова выбирается максимальный элемент; он меняется местами с первым неотсортированным элементом массива Действия пункта 3 повторяются с неотсортированными элементами массива, пока не останется один неотсортированный элемент (минимальный) Сортировка элементов массива по убыванию выбором осуществляется следующим образом:


Сортировка массива Индекс Значение Шаги Итог:


A then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav o" title="Сортировка массива for i:=1 to 9 do begin imax:=i; for j:=i+1 to 10 do if a[j]>a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav o" class="link_thumb"> 21 Сортировка массива for i:=1 to 9 do begin imax:=i; for j:=i+1 to 10 do if a[j]>a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do read (a[i]); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav o"> a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav of integer; begin for i:=1 to 10 do read (a[i]); for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); 01924365 96543210"> a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav o" title="Сортировка массива for i:=1 to 9 do begin imax:=i; for j:=i+1 to 10 do if a[j]>a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav o"> title="Сортировка массива for i:=1 to 9 do begin imax:=i; for j:=i+1 to 10 do if a[j]>a then imax:=j; x:=a[i]; a[i]:=a; a:=x ; end; for i:=1 to 10 do write (a[i],` `); end; program n_8; imax var n, i, j, x, imax: integer; a:arrav o">


Самое главное Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элементов в массиве. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы. Перед использованием в программе массив должен быть описан. Общий вид описания одномерного массива: var: array [ … ] of тип_элементов; Заполнять массив можно либо вводя значение каждого элемента с клавиатуры, либо присваивая элементам некоторые значения. При заполнении массива и его выводе на экран используется цикл с параметром. Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на таких типовых задачах, как: суммирование элементов массива; поиск элемента с заданными свойствами; сортировка массива.


Вопросы и задания Может ли массив одновременно содержать целые и вещественные значения? Для чего необходимо описание массива? Что вы можете сказать о массиве, сформированном следующим образом? а) for i:=1 to 10 do a[ i ]:= random(101)-50; б) for i:=1 to 20 do a[ i ]:= i ; в) for i:=1 to 5 do a[ i ]:= 2* i -1; Запишите на языке Паскаль программу решения задачи. В некотором населённом пункте N домов. Известно, сколько людей проживает в каждом из домов. Исходные данные (количество жильцов) представить с помощью линейной таблицы А, содержащей N элементов: A - количество жильцов дома 1, A - количество жильцов дома 2, …, A[N] - количество жильцов дома N. В общем случае А[ i ] количество жильцов дома i, где i принимает все значения от 1 до n (i =1,n). Результат работы обозначить через s. Считайте количество жильцов дома случайным числом из диапазона от 50 до 200 человек, а число домов n = 30. Запишите на языке Паскаль программу решения задачи. Объявлен набор в школьную баскетбольную команду. Известен рост каждого из N учеников, желающих попасть в эту команду. Подсчитайте количество претендентов, имеющих шанс попасть в команду, если рост игрока команды должен быть не менее 170 см. Считайте рост претендента в команду случайным числом из диапазона от 150 до 200 см, а число претендентов n = 50. Пример входных данныхПример выходных данных Введите температуру Понедельник >> 12 Вторник >> 10 Среда >> 16 Четверг >> 18 Пятница >> 17 Суббота >> 16 Воскресенье >> 14 Средняя температура за неделю: 14,71 Напишите программу, которая вычисляет среднюю за неделю температуру воздуха. Исходные данные вводятся с клавиатуры. Дан массив из десяти целых чисел. Определите, сколько элементов этого массива имеют максимальное значение. В классе 20 учеников писали диктант по русскому языку. Напишите программу, подсчитывающую количество двоек, троек, четвёрок и пятёрок, полученных за диктант. В целочисленных массивах a и b содержатся длины катетов десяти прямоугольных треугольников: a [ i ] - длина первого катета, b[ i ]длина второго катета i -го треугольника. Найдите треугольник с наибольшей площадью. Выведите его номер, длины катетов и площадь. Предусмотрите случай, когда таких треугольников несколько. Занесите информацию о десяти европейских странах в массивы n (название страны), к (численность населения), s (площадь страны). Выведите названия стран в порядке возрастания плотности их населения. > 12 Вторник >> 10 Среда >> 16 Четверг >> 18 Пятница >> 17 Суббота >> 16 Воскресенье >> 14 Средняя температура за неделю: 14,71 Напишите программу, которая вычисляет среднюю за неделю температуру воздуха. Исходные данные вводятся с клавиатуры. Дан массив из десяти целых чисел. Определите, сколько элементов этого массива имеют максимальное значение. В классе 20 учеников писали диктант по русскому языку. Напишите программу, подсчитывающую количество двоек, троек, четвёрок и пятёрок, полученных за диктант. В целочисленных массивах a и b содержатся длины катетов десяти прямоугольных треугольников: a [ i ] - длина первого катета, b[ i ]длина второго катета i -го треугольника. Найдите треугольник с наибольшей площадью. Выведите его номер, длины катетов и площадь. Предусмотрите случай, когда таких треугольников несколько. Занесите информацию о десяти европейских странах в массивы n (название страны), к (численность населения), s (площадь страны). Выведите названия стран в порядке возрастания плотности их населения.">


Опорный конспект Ввод с клавиатуры Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элементов в массиве. var array var: array [.. of ] of тип_элементов; Присваивание значений Заполнение массива Суммирование элементов Сортировка элементов массива Поиск элемента во свойствам Задачи по обработке массива


Источники информации 1. numbers.jpg -цифры numbers.jpg клавиатура случайные числа 4. – числа 5. content/uploads/2012/01/ _ jpg - числа content/uploads/2012/01/ _ jpg мальчик с числами 7. content/themes/rttheme9/timthumb.php?src= wp-content/uploads/mas-slider-two.jpg&w=940&h=320&zc=1 –цифры content/themes/rttheme9/timthumb.php?src= wp-content/uploads/mas-slider-two.jpg&w=940&h=320&zc= числа счёты мальчик сортировка матрёшки матрёшки

– это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющих положение элемента в массиве. Массив

Индексы А 1 2 3 4 5 6 7 8 10 3 -8 14 25 12 10 1 Имя массива Элементы массива Рассмотрим запись: A=-8 A=10 A+А=10+3=13 А – имя массива 3 – номер элемента (индекс) A – обозначение 3 -го элемента массива -8 – значение третьего элемента массива

Src="http://сайт/presentation/60684111_437360737/image-4.jpg" alt=" Общий вид описания массива: : array [. . ] of Общий вид описания массива: : array [. . ] of ; Способы описания массивов: 1. В разделе описания переменных var а: array of integer; const n=5; var а: array of integer; 2. В разделе описания констант const b: array of integer = (1, 3, 5, 7, 9); 3. В разделе описания типов данных type mas: array of integer; var c: mas;

o Способы заполнения массива: 1. Ввод с клавиатуры for i: =1 to 10 do read (a[i]); 2. С помощью оператора присваивания for i: =1 to 10 do a[i]: =i; for i: =1 to 10 do begin readln (x); if x mod 2=0 then a[i]: =x; end; 3. Случайными числами randomize; for i: =1 to 10 do a[i]: =random(100) randomize; for i: =1 to 10 do a[i]: =-50+random(101)

Вывод массива на экран: for i: =1 to 8 do write (a[i], ’ ‘); Результат: 10 3 -8 14 25 12 10 1 Более наглядно: for i: =1 to 8 do writeln (‘a[‘, i, ’]=’, a[i]); Результат: a=10 a=3 a=-8 a=14 a=25 a=12 a=10 a=1

Задача 2. Заполнить массив из десяти элементов случайными целочисленными значениями, лежащими в диапазоне от -100 до 100.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Задача 4. Заполнить массив из восьми элементов следующими значениями: первый элемент массива равен 37, второй - 0, третий - 50, четвертый - 46, пятый - 34, шестой - 46, седьмой - 0, восьмой -13 Задача 5. Заполнить массив из 12 элементов следующим образом: 1 2 … 12 Задача 6. Массив хранит в себе рост 12 человек. С помощью датчика случайных чисел заполнить массив целыми значениями, лежащими в диапазоне от 160 до 190 включительно. Задача 7. Заполнить массив случайными числами в диапазоне от 0 до 33. Вывести элементы массива на экран в обратном порядке. Задача 8. Заполнить массив десятью первыми членами арифметической прогрессии с известным первым членом прогрессии а и её разностью d.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: «Дать понятие одномерного массива, объяснить ввод массива, научиться заполнять массив данными различными способами; формирование навыков решения задач в среде программирования Паскаль».

Задачи:

1. Образовательные

  1. Формировать у детей представления об одномерном массиве.
  2. Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «массива», «одномерного массива»; по осуществлению ввода и вывода одномерного массива;

2. Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к информатике, как к учебному предмету.
  2. Воспитание аккуратности, точности.

3. Развивающие

  1. Развитие представлений детей о программировании на языке Паскаль.
  2. Развитие психических процессов у детей, таких как внимание, мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке.
  3. Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения планировать свою деятельность;

Материалы и оборудование:

  1. Презентация «Одномерные массивы», мультимедийный проектор, интегрированная инструментальная оболочка программы Turbo Pascal 7.0.
  2. Карточки с заданиями, блок-схемы задач, шаблоны.
  3. Наглядные материалы: ввод и вывод одномерного массива на языке программирования и в виде блок-схемы.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала. Просмотр презентации с объяснением учителя.
    1. Понятие одномерного массива.
    2. Описание массива.
    3. Виды задач
  4. Закрепление изученного.
  5. Самостоятельное решение задач (Приложение 1 ).
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие одномерного массива .(слайд 1)

Тема нашего урока «одномерные массивы». Программирование на Паскале. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Понятие одномерного массива.
  • Описание массива.
  • Заполнение одномерного массива.
  • Вывод значений элементов массива.
  • Виды задач.
  • Поиск максимального элемента массива.
  • Пример задачи (ЕГЭ) демо 2009 год.

Рассказ учителя.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством объектов, объединенных по определенным признакам.

Например:

  • Семейство бабочек…
  • Поле цветов…
  • Таблица температур за неделю.

Такую таблицу называют линейной. В программировании линейная таблица называется одномерным массивом. Массив- это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин. Массив характеризуется: типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип; именем, массив имеет имя – одно для всех элементов; размером, Размер массива – это количество его элементов. Для обращения к конкретному элементу массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках индекс элемента: A[I].

Пример: Рассмотрим массив А.

Массив состоит из пяти целых чисел: 5, 10, 15, 20, 25.

Элементы массива пронумерованы. Порядковый номер элемента называется его индексом.

Например, 3 – номер элемента массива, по другому индекс. 15 – значение элемента массива.

Обозначаются элементы массива в квадратных скобках, А, А, А, А.

Например, А =10.

2 – номер элемента массива. 10 – значение элемента массива.

2. Описание массива. (слайд 8)

Рассмотрим описание массива на Паскале. Слово array буквально переводится как массив.

Где А имя массива. 1 – начальный индекс. 5 – конечный индекс. integer – тип элементов – целый. Границы индекса могут быть любыми целыми числами. Важно, чтобы нижняя граница была меньше верхней границы. И рассмотрим описание – размер через константу:

Const – это раздел описания констант, то есть постоянных величин, определяемых заранее и не изменяющихся по ходу выполнения программы. I – переменная, хранящая индекс элемента массива, к которому идет обращение.

3. Заполнение одномерного массива.

Рассмотрим заполнение массива. Существует несколько способов заполнения массива.

Мы рассмотрим три способа:

  • с клавиатуры;
  • с помощью датчика случайных чисел;
  • с помощью формулы.

1. Заполнение массива с клавиатуры.

Рассмотрим пример заполнения массива А пятью целыми числами с клавиатуры.

Для того чтобы организовать ввод исходных данных в массив, нужно использовать цикл.

Begin – начало цикла ввода элементов массива.

Вводим элемент с индексом один.

Обращаемся к первому элементу массива А.

Запоминаем число 13.

End – конец цикла ввода элементов массива.

Аналогично запоминаем остальные 4 числа.

2. Заполнение массива случайными числами.

Рассмотрим задание значений элементов массива как случайных чисел. Функция получения случайных чисел из заданного интервала выдает целые числа из этого интервала: random (М). Можно использовать функцию получения случайных чисел без указания аргумента. Она выдает случайное вещественное число от нуля до одного: random

Функция получения случайных чисел из интервала [А, В] имеет вид random (b-a+1)+a

Заполним массив например десятью целыми числами из интервала запишем фрагмент программы:

For i:=1 to 10 do begin a[i]:=random(101); {числа от 1 до 100}

3. Заполнение массива с помощью формулы

Заполнить одномерный массив из 10 чисел по формуле b[ i]:= i*3

Здесь массив из десяти целых чисел заполняется индексами элементов умноженными на три.

4. Вывод значений элементов массива

Рассмотрим вывод массива из трех целых чисел. Здесь параметр 4 означает количество позиций, отводимых под значение а [i], то есть значение переменной а[i] выводится как целое число в четыре символьные позиции на экране. Результатом вывода массива будет:

Массив А: 4 5 7

5. Виды задач

Решение задач по обработке массива связано, как правило, с перебором элементов массива. Такой перебор происходит в цикле, в котором изменяются значения индексов от начальной до конечной величины. В практике работы по обработке массивов могут встречаться различные задачи, которые могут быть сведе­ны в несколько наиболее характерных групп:

  • нахождение суммы (или произведения) элементов.
  • нахождение максимального (минимального) элемента;
  • нахождение номеров элементов, обладающих заданным свойством.
  • нахождение количества элементов, обладающих заданным свойством.
  • замена элементов массива.
  • удаление элементов из одномерного массива.
  • вставка элементов.
  • изменение значений некоторых элементов.
  • создание массивов.

Мы рассмотрим только пример задачи нахождения максимального элемента одномерного массива.

6. Поиск максимального элемента массива.

Поиск максимума довольно типичная задача для большого количества данных.

Например, нужно найти самый большой элемент.

Считаем первый элемент максимальным.

Начинаем со второго элемента сравнивать с первым. Если второй больше первого максимального, то запоминаем новый максимальный элемент. Продолжаем сравнивать до последнего

{считаем, что первый элемент – максимальный} for i:=2 to N do if a[i] > {максимального} then {запомнить новый максимальный элемент a[i]}

Номер максимального элемента

Рассмотрим дополнение к задаче нахождения максимума – поиск номера максимального элемента. Считаем, что первый элемент и есть максимальный. Индекс первого элемента один.

Проверяем все остальные элементы со второго элемента до последнего. Если нашли новый максимальный элемент. Запоминаем элемент и запоминаем индекс.

Max:= a; {считаем, что первый – максимальный} iMax:= 1; for i:=2 to N do {проверяем все остальные} if a[i] > max then {нашли новый максимальный} begin max:= a[i]; {запомнить a[i]} iMax:= i; {запомнить i} end;

По номеру элемента i_максимум всегда можно найти его значение А. Поэтому везде меняем максимум на А[ i_максимум] и убираем переменную максимум.

IMax:= 1; for i:=2 to N do {проверяем все остальные} if a[i] > a then {нашли новый максимальный} begin iMax:= i; {запомнить i} end;

Программа

Описываем массив А из пяти целых чисел, переменную i, хранящую индекс элемента массива, к которому идет обращение и индекс максимального элемента.

Заполняем массив с помощью случайных чисел из интервала of integer; i, iMax: integer; begin writeln("Исходный массив:"); for i:=1 to N do begin a[i] := random(100) + 50; write(a[i]:4); end; iMax:= 1; {считаем, что первый – максимальный} for i:=2 to N do {проверяем все остальные} if a[i] > a then {новый максимальный} iMax:= i; {запомнить i} writeln; {перейти на новую строку} writeln("Максимальный элемент a[", iMax, "]=", a); end.

7. Пример задачи (ЕГЭ) демо 2009 год.

Опишите на языке программирования Pascal алгоритм получения из заданного целочисленного массива размером 30 элементов другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива.

Причем задачу нужно решить не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа.

Алгоритм:

Заводим новый целочисленный массив А для наглядности из пяти целых чисел: 5, -10, -5, 20, -25. В цикле от первого элемента до последнего сравниваем элементы исходного массива с нулем и отрицательным элементам меняем знак.

Записываем значения в элементы второго массива В с тем же номером. 5, 10, 5, 20, 25.

Программа (слайд 22, 23)

Описываем два массива размером 30 чисел. Вводим 30 чисел с клавиатуры. Заменяем отрицательные элементы на положительные и записываем значения в элементы второго массива В с тем же номером. Выводим массив В в строчку через пробел. На каждый элемент массива выделяется по 4 позиции строки, чтобы они не склеивались друг с другом.

Writeln – этот «пустой» оператор вывода отработает только один раз и переведет курсор на новую строку для дальнейшей работы.

Var a, b: array of integer; i:integer; begin for i:=1 to 30 do begin write("a[",i,"]="); read(a[i]); end; for i:=1 to 30 do if a[i]<0 then b[i]:=-a[i] else b[i]:=a[i]; readln; for i:=1 to 30 do write(b[i]:4); Writeln; readln; end.

IV. Закрепление изученного.

Одномерные массивы (общий вид)

Итак, общий вид одномерного массива.

Сначала описываем массив.

Затем вводим элементы массива любым способом.

Выполняем поэлементные операции в цикле.

Выводим элементы массива на экран.

Описание:

Const N = 5; var a: array of integer; i: integer;

Ввод с клавиатуры:

For i:=1 to N do begin write("a[", i, "]="); read (a[i]); end;

Поэлементные операции:

For i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2;

Вывод на экран:

Writeln("Массив A:"); for i:=1 to N do write(a[i]:4);

V. Самостоятельное решение задач

(Приложение 1)

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

Выучить ввод и вывод одномерного массива.

Решить задачу.

Сформировать массив В из 16 чисел и вывести его в строчку.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив . Массив это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. Массивы бывают одномерные и двумерные. Одномерный массив – это линейная таблица, т.е. таблица, элементы которой располагаются в одну строку или столбец. Двумерный массив

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костанайская обл., Мендыкаринский р-н, ГУ «Буденновская средняя школа»,

учитель информатики

Дощанова Гульжан Байгариевна

9 класс

Тема: Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Решение задач.
  5. Задание на дом.
  1. Организационный момент. Проверить готовность кабинета к занятиям, провести перекличку учащихся.
  1. Проверка домашнего задания. Проверить правильность решения домашних задач. Закрепить теоретический материал предыдущего урока.
  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив . Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. Массивы бывают одномерные и двумерные. Одномерный массив – это линейная таблица, т.е. таблица, элементы которой располагаются в одну строку или столбец. Двумерный массив – это прямоугольная таблица, т.е. таблица, которая состоит из нескольких строк и столбцов. (Продемонстрировать плакаты таблиц линейной и прямоугольной. При наличии в классе интерактивной доски можно подготовить презентацию по различным типам массивов.)

В данной линейной таблице семь элементов. Каждый элемент данной таблицы представляет собой букву.

Элементами массива могут быть числовые и текстовые величины. В разделе переменных Var массив записывается следующим образом:

x: array of string;

эта запись указывает, что дан одномерный массив (линейная таблица), содержащий 7 элементов, значениями которых являются строковые величины.

Двумерный массив обозначается следующим образом:

y: array of integer;

элементами данного массива являются целые числа, которые записаны в 4 строки и 5 столбцов.

Элемент одномерного массива записывается так: x – пятый элемент одномерного массива x (его значением является буква «О»), y – элемент, расположенный во второй строке и третьем столбце двумерного массива y (его значение – 15).

А теперь перейдем к решению задач. (Задачи нужно подбирать с учетом уровня подготовленности класса.)

  1. Решение задач. Построить блок-схему и составить программу для решения следующих задач:
  1. В заданном массиве x действительных чисел определить среднее арифметическое тех из них, которые больше 10.

Сначала выполним анализ задачи, надо добиться от учащихся четкого понимания условия задачи, можно привести в качестве примера таблицу из 9 элементов.

Program summa;

x: array of real;

s,c: real;

k, n: integer;

begin

for k=1 to 9 do

begin

writeln(‘ВВЕДИТЕ ЗНАЧЕНИЕ X[‘, k,’]’);

readln (x[k]);

end;

{вводим элементы таблицы, которые представляют собой любые действительные числа}

s:=0; n:=0; {обнуляем сумму и количество элементов}

for k:=1 to 9 do

begin

if x[k]>10 then begin s:=s+x[k]; n:= n+1; end;

end;

{подсчитываем сумму и количество элементов больших 10}

c=s/n; {находим среднее арифметическое}

writeln(‘c=’,c); {выводим результат на экран}

End.

  1. Даны площади нескольких кругов. Найти радиус самого маленького из них.

Перед решением задачи выяснить с учащимися, как зависит площадь круга от радиуса. (Если радиус меньше, то и площадь меньше.) Согласно выполненному анализу выполнить решение задачи одним из способов.

Первый способ :

Program krugi_1;

S, R: array of real;

x: real; k, n: integer;

begin

for k=1 to 10 do

begin

R[k]:=sqrt(S[k]/pi);

end;

x:=R(1); n:=1;

for k:=2 to 10 do

begin

if R[k]

end;

writeln(‘РАДИУС ’,n,’ КРУГА – САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ R=’, R[n]);

End.

Второй способ :

Program krugi_2;

S: array of real;

R, x: real; i, k: integer;

begin

for k=1 to 10 do

begin

writeln(‘ВВЕДИТЕ ПЛОЩАДЬ ‘, k,’КРУГА’); readln (S[k]);

end;

x:=S(1); k:=1;

for i:=2 to 10 do

begin

if S[k]

end;

R:=sqrt(x/pi); writeln(‘РАДИУС ’, n ,’ КРУГА – САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ R=’,R);

End.

  1. Задание на дом. Стр. 90-97. (Н.Т. Ермеков, В.А. Криворучко, Л.Н. Кафтункина Информатика 9 класс, Алматы «Мектеп» 2005)

Решить следующие задачи:

  1. В массиве Y, состоящем из 12 целых чисел определить среднее арифметическое тех из них, которые являются чётными.
  2. Даны площади нескольких квадратов. Найти длину диагонали самого большого из них.
  1. Подведение итогов урока. Объявить оценки учащимся, прокомментировать их. Проанализировать решение учащимися задач.

Тема урока

Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 9 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 184 с. : ил.

Тип урока:

Цели урока :

  • обучающая
  • развивающая
  • воспитывающая

:

  1. Личностные УУД :
  2. Познавательные УУД :
  3. Коммуникативные УУД :
  4. Регулятивные УУД :

Оборудование

Программные средства

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Одномерные массивы целых чисел»

Информационный блок

Тема урока : Одномерные массивы целых чисел.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 9 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 184 с. : ил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока :

    обучающая : организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятиями «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; создать условия для формирования у обучающихся умения исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива;

    развивающая : способствовать повышению интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;

    воспитывающая : способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД) :

    Личностные УУД :

    1. фантазия и воображение при выполнении учебных действий;

      желание выполнять учебные действия.

    Познавательные УУД :

    1. логические действия и операции;

      создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    Коммуникативные УУД :

    1. формулирование собственного мнения и позиции.

    Регулятивные УУД :

    1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование : персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программные средства : презентация «Одномерные массивы целых чисел».

План урока

Этап

Время

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного

    Подведение итогов

    Домашнее задание

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

    Актуализация знаний

вещественный тип real 8 байт integer от -2147483648 до 2147483647 и занимают 4 байта Pascal ABC .

Вспоминают, типы данных.

    Изложение нового материала

Определение:

var a array тип элементов of integer .

const значения элементов массива .

100 элементов типа integer 4 байта 400 байт

инициализацией .

Для ввода массива n i n , она тоже будет типа integer n значение 5.

for . Запишем цикл для i от 1 до n .

i -того элемента массива read (a[i]) .

Изменённый цикл ввода массива

Пример работы программы

a[i]:= i randomize random randomize

Вывод for n for i:=1 to n do i

Цикл вывода массива

n n

n i a

n for i:=1 to n do i

for i:=1 to n do i

for

Исходный код программы

Записывают дат занятия и тем урока.

Записывают определение массива.

Рассматривают на слайде пример объявления массива.

Записывают его в тетради.

Рассматривают и записывают пример.

Рассчитывают и записывают размер оперативной памяти, которая потребуется для хранения массива.

Вместе с учителем рассматривают операции которые можно производить с массивами.

Записывают определение «Инициализации».

Рассматривают задачу.

Рассматривают задачу.

Рассматривают задачу.

Рассматривают задачу.

Рассматривают ввод пояснения для задачи чтобы простить себе работу.

Рассматривают результат работы программы.

Рассматривают пример инициализации инициализировать при помощи команды присваивания.

Для удобства используем randomize.

Рассматривают пример вывода значения элементов массива.

Записывают программ вместе с учителем.

Решают задачу один у доски, остальные в тетрадях и помогают тому, кто у доски.

Поэлементно заполняют данный массив случайными числами от единицы до пятидесяти.

Проверяют правильность написания программы, делают трассировку.

Рассматривают результат выполнения программы.

    Закрепление изученного материала.

Теперь пересаживайтесь за компьютеры и самостоятельно выполните следующее задания:

Если останется время (если нет, то в домашнее задание).

Садятся за компьютеры и выполняют задания:

    Итог урока

Итак, чему вы научились и что узнали в течение сегодняшнего занятия?

Подводят итоги урока с учителем:

В течении сегодняшнего урока узнали:

Что такое:

  1. Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

    Узнали что такое «Инициализация ».

Научились:

    Объявлять массив.

    Заполнять его.

    Выводить на экран массив.

    Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Выучить пункты 2.2.1 – 2.2.3(включительно).

Структура урока

    Организационный этап (1 мин).

    Актуализация знаний (4 мин).

    Изложение нового материала (10 мин).

    Проверочная работа (15 мин).

    Практическая часть (12 мин.).

    Итог урока, домашнее задание (3 мин).

Ход урока

    Организационный.

    Актуализация знаний.

На уроках информатики мы работали с отдельными переменными двух численных типов. Вспомним их. Один вещественный тип real , который имеет следующий диапазон значений и занимает 8 байт оперативной памяти. А также один целочисленный тип integer , переменные которого могут принимать значения в диапазоне от -2147483648 до 2147483647 и занимают 4 байта оперативной памяти. Диапазоны значений и размерность оперативной памяти приведены для среды программирования Pascal ABC .

Может возникнуть такая ситуация, при которой, нам необходимо хранить большое количество переменных одного типа, причём их точное количество может быть неизвестно в процессе написания программы. Именно в этом случае необходимо использовать массивы.

    Изложение нового материала.

Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

Мы будем рассматривать одномерные массивы.

Прежде чем выполнять какие-то действия с массивом, необходимо объявить его в разделе описания переменных var . Вначале записывается имя массива, например a , затем, после двоеточия, следует служебное слово array , что в переводе с английского языка и означает «массив». Далее в квадратных скобках нам необходимо записать диапазон индексов для его элементов , например от первого до десятого. После чего нам необходимо указать тип элементов массива, для этого записывается служебное слово of , после чего следует тип элементов, целые числа, то есть integer .

Объявление массива целых чисел в разделе описания переменных.

Если значения элементов массива известны заранее, и они не будут изменяться в процессе выполнения программы, то можно объявить его в разделе описания констант const . Это делается так же, как и в разделе описания переменных, но после указания типа следует знак «=», после которого в круглых скобках, через запятую, по порядку перечисляются значения элементов массива .

Важно помнить, что при объявлении массива выделяется некоторое количество оперативной памяти для его хранения . Например рассчитаем размер оперативной памяти, которая потребуется для хранения массива из 100 элементов типа integer . Так как переменная этого типа в Pascal ABC занимает 4 байта оперативной памяти, то для хранения 100 таких переменных требуется 400 байт . Столько оперативной памяти и потребуется для хранения заданного массива.

Рассмотрим некоторые операции с массивами. Чтобы можно было практически применять массивы, необходимо знать, как задать или ввести определённые значения их элементов.

Присваивание или ввод значения переменной или элемента массива называется инициализацией .

Для ввода массива нам необходимо знать, какое количество элементов требуется ввести. Объявим для этого отдельную целочисленную переменную, назовём её n . Также нам необходима переменная, со значением индекса элемента, с которым мы работаем в данный момент, назовём её i , так как её размер не будет превышать n , она тоже будет типа integer . Допустим, нам необходимо ввести последовательность из пяти целых чисел, для этого присвоим n значение 5.

Массивы вводятся поэлементно, в определённом порядке, например от первого к последнему. Здесь нам поможет цикл «для» или for . Запишем цикл для i от 1 до n . Далее между служебными словами begin и end запишем тело цикла. Можно просто считать значения элементов массива по одному, для этого в теле цикла достаточно одной команды считывания

i -того элемента массива read (a[i]) .

Программа, принимающая на ввод массив из 5 элементов

Так как мы вводим последовательность из нескольких чисел, можно легко запутаться при вводе. Поэтому следует выводить поясняющее сообщение, о том, какой элемент массива требуется ввести, тогда тело цикла можно изменить таким образом:

Изменённый цикл ввода массива

Запустим программу на выполнение. Как видим, программа принимает на ввод массив из пяти элементов.

Пример работы программы

Также массив можно инициализировать при помощи команды присваивания, тогда тело цикла будет содержать только одну команду: a[i]:= i . Иногда удобно присвоить элементам массива набор случайных значений. Для этого записывается команда randomize , а элементам присваивается значение random , после которого, в круглых скобках и через запятую, указываются максимальное допустимое значение, увеличенное на единицу, например сто, в этом случае программа будет заполнять массив случайными числами от нуля до девяноста девяти. Обратим внимание, что использование команды randomize в среде Pascal ABC не обязательно. Если же в других средах пропустить эту команду, то при каждом новом запуске программы массив будет заполняться одинаково.

Часто требуется вывести значения элементов массива на экран. Вывод , так же, как и ввод, осуществляется поэлементно. При этом можно, также как и для ввода, использовать цикл for . Если массив заполнен от 1 до n -ного элемента, то записывается цикл for i:=1 to n do , а в теле данного цикла будет команда вывода i -того элемента массива. Сделаем вывод через пробел.

Цикл вывода массива

Итак, мы научились инициализировать элементы массива и выводить их значения на экран. Напишем программу, которая будет принимать на ввод с клавиатуры массив из n целочисленных элементов, а потом будет заполнять его случайными числами от 1 до 50 и выводить на экран. Значение n вводится с клавиатуры и не превышает 70.

Для данной программы нам понадобится переменная n , которая будет хранить размерность массива, а также переменная i , которая будет хранить значения индексов элементов, а также сам массив a , и так как его размерность не выше 70, то укажем диапазон индексов элементов от 1 до 70.

Теперь запишем тело программы. Выведем на экран запрос на ввод числа n , считаем его с переходом на следующую строку. Затем необходимо ввести значения элементов массива. Это делается поэлементно, с помощью цикла for i:=1 to n do . Тело цикла будет содержать вывод поясняющего сообщения с запросом на ввод i -того элемента массива, а также команду его считывания с переходом на следующую строку.

Теперь так же поэлементно заполним данный массив случайными числами от единицы до пятидесяти. Для этого запишем цикл «for i:=1 to n do , который будет содержать команду присваивания i -тому элементу массива суммы 1 и случайного числа от 0 до 49.

После этого, опять же при помощи цикла for , выведем элементы массива на экран, в одну строку и через пробел.

Исходный код программы

Запустим программу на выполнение. Пусть массив будет из 4 чисел. А значениями его элементов будут соответственно: 10, 20, 30, 40. В ответ наша программа вывела на экран массив из четырёх случайных чисел, находящихся в диапазоне от единицы до пятидесяти. Программа работает верно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: